A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Музей истории и культуры Пензенского края
Средняя общеобразовательная школа № 71 города Пензы

Посетите наш виртуальный музей!

Выбрать музей и начать просмотр

 Оценка качества образования.                                Прямая трансляция Знание.ТВ                                                        Год семьи                                          День города

qr               Знание ТВ       god semi logo     345jpg

О музее МБОУ СОШ № 71 г. Пензы

Наш микрорайон Северная поляна является окраиной города. Удалённый от центра города, он достаточно специфичен. Здесь сложился свой микроклимат. Неудивительно, что многие его жители знают друг друга. Район изобилует торговыми точками и различными предприятиями. Всё бы ничего, да вот единственным местом прогулок и проведения досуга «северян» является школа № 71 и её двор. Не всегда удаётся выбраться взрослым, а уж тем более детям, в центр Пензы. Именно это обстоятельство и, как следствие, относительно невысокий культурный уровень населения Севера и стали причинами появления в нашей школе музея истории и быта Пензенского края.

Первая попытка по созданию музея в школе № 71 была предпринята ещё в 1995г., как своеобразное веяние моды, к юбилейной дате Победы. Тогда им стала небольшая комната воинской славы. Собранный материал представлял из себя, в основном, фотографии и был размещён на стендах. Интерес к нему как – то быстро иссяк, он переместился в один из административных кабинетов, а вскоре ряд стендов был разобран, а оставшиеся закрывали пустоту стен.

     Вопрос о существовании музея в школе был поднят вновь в 2000 г. Тогда – то мне и было предложено попробовать заняться решением этого вопроса. Именно попробовать, ведь, как и с чего начать, я даже не представляла.

     Но возникло огромное желание попробовать свои организаторские способности, творческие силы, патриотические струнки души. И всплыли в памяти воспоминания пятилетней давности. Тогда со своими прежними учениками мы часто гуляли по городу, открывая для себя его достопримечательности. Однажды, совершенно случайно наш путь проходил мимо Мироносицкого кладбища. И я предложила ребятам зайти на братские могилы воинов, умерших от ран годы войны в госпиталях. Я рассказала детям, что эти люди отдали жизни свои за нас, живущих ныне на земле, что похоронены они не в своей родной земле. И, возможно, родственники никогда не побывали на их могилах. В следующую минуту произошло непредвиденное мною – мои ученики «рассыпались» по месту захоронения и своими варежками начали расчищать заснеженные могильные плиты, всматриваясь в имена и даты. Ребята были в шоке от того, сколько молодых, сильных людей навеки осталось в анналах той страшной войны.

     Теперь, когда возникла мысль о создании музея, одной из намёточек стала тема самой страшной войны ХХ века. Хотя определённой направленности музея избрано не было. Но экспозиция военной тематики должна быть непременно!

     В первую очередь решила обратиться к коллегам, а уже потом, через них, к детям. Попросила принести вышедшие из домашнего обихода предметы. Причём, какими они должны быть, не знала сама. Предварительная работа велась около двух лет. На призыв принести в будущий школьный музей предметы быта из далёкого и недавнего прошлого активно откликнулись и ученики, и учителя. Количество экспонатов быстро росло, и они сами диктовали тематику, по которой их можно было объединить.

     Самым первым экспонатом, принесённым в школу учеником – восьмиклассником, Мальковым Витей, стала программа передач телевидения и радио на период с 7 по 13 июня 1971г. Ничего на первый взгляд не представляющая из себя брошюрка, оказалась чрезвычайно интересной. Ограниченность в выборе телевизионных и радиопередач – яркое свидетельство той эпохи застоя. Выбор телевизионных программ телевидения и радио крайне ограничен панорамой новостей, передачами «Решения XXIV съезда КПСС – в жизнь», «Навстречу выборам», репортажами о выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик. К разряду развлекательных программ стоит отнести: «Пять минут музыки», «Закрытие Всесоюзного фестиваля комсомольской и молодёжной песни», «А ну-ка, девушки!». Программа передач вызывает живой интерес у старшеклассников в период знакомства с периодом брежневского застоя.

     С этой программы и начался наш школьный музей. По мере поступления экспонатов я выпускала информационные листы о классах и учениках, предоставивших информацию. Стремление к соревнованию вызвало огромный интерес у учащихся школы, и экспонаты увеличивались численно «не по дням, а по часам». Активность проявили и некоторые учителя.

     Собранные за год – полтора экспонаты предопределили характер музея – «истории культуры и быта». Вместе с учениками своего 7 Д класса я начала формировать имеющийся материал в экспозиции. Возникла необходимость в поисках различных источников необходимой информации. Видно, было, что моим ребятам этот новый вид деятельности приносит радость. А когда закончился учебный год, в каникулярное время мы создали с ними краеведческую секцию школьной творческой лаборатории «Интенсив». Расширяли знания по истории Пензенского края в многочисленных экскурсиях по городу, знакомились с его достопримечательностями, посетили целый ряд предприятий города (Хлебозавод № 2, Фабрику игрушек, «Престиж» по производству газированной воды), да и просто гуляли, открывая для себя новое, близкое, родное. Посетили несколько библиотек в поисках необходимой для нас информации об экспонатах, разобранных по экспозициям. Тогда же впервые побывали в ГАПО. Я видела, что детям это интересно, они с удовольствием получают новые знания. Главное, чтобы эта работа не остановилась, не застопорилась. А её в формирующемся музее было – непочатый край.

     А сколько было споров по вопросу оформления интерьера музея, его экспозиций! Вместе, взрослые и дети белили, клеили обои, и даже сложили из настоящего кирпича имитацию деревенской печи. Для всех нас это было впервые, одних иллюстраций к русским народным сказкам сколько изучили!

     Вся процедура по сбору экспонатов, формированию экспозиций, внутреннему обустройству музея заняла два года. Срок, конечно, немалый, но за это время будущие экскурсоводы стали настоящими краеведами. А открытие музея состоялось 28 ноября 2002 года. Волновались и учителя, и ученики, и те, кто занимался вопросом подготовки и проведения торжества, и те, кто готовился провести для гостей первую экскурсию.

     Музей начал свою работу в ограниченном варианте. Для просмотра была подготовлена лишь часть экспозиций, связанных с историей культуры и быта Пензенского края с древнейших времён, до конца XIX века: «Археологическая», «Рукоделие», «Красный угол», «Печной угол», «Нумизматика» и др. К этому времени познания экскурсоводов были уже внушительными. Но у них не угасло желание узнать ещё больше, чтобы можно было оперировать материалом при ответе на вопросы, которых у посетителей было немало. Да и сами экскурсоводы, развивая интерес у посетителей к экспозициям, задавали вопросы прямо во время экскурсии. Среди гостей музея возникала оживлённость, когда им предлагалось назвать инструмент для плетения лаптей (кочедык), показать среди экспонатов наблюдник (полочка для посуды), попробовать погладить холст с помощью рубеля. Практически никто не смог ни разу ответить на вопросы, зато неожиданные ответы на них запоминались навсегда. У посетителей это вызывало интерес, а у юных экскурсоводов – чувство гордости за свои знания и возможность поделиться ими. У каждого экскурсовода была своя экспозиция, и так хотелось, чтобы именно она стала самой яркой и запоминающейся. Оказалось, что наличие лишь знаний для этого недостаточно. Пришлось познакомиться и овладеть специальной методикой проведения экскурсий. Ведь умение правильно встать перед экспозицией, построить свою речь, выбрать нужный тембр голоса, помочь себе с помощью жестов, взгляда – залог успешной экскурсии. И самое главное, суметь перебороть себя, то есть смятение и страх. Не случайно, экскурсоводы в дальнейшем смогли уверенно чувствовать себя в любой аудитории.

     Первый день рождения школьного музея прошёл очень весело. В течении пяти удлиненных перемен во всех рекреациях школы проводились различные игры, конкурсы, аукционы. Организаторы с щедростью раздавали сладкие призы участникам и победителям. А после уроков ученики различных классов разыграли мини представления, преподнося свои подарки музею – имениннику. Кроме этого, в первый день рождения школьного музея, 28 ноября 2003 года начала свою работу вторая часть музея, посвящённая ХХ веку. В ней разместились экспозиции: «История в лицах», «Войны ХХ века», «Бытовой уголок середины века», «История микрорайона Северная поляна», «Вот это да!», «История школы». И вновь всё было сделано и принесено учениками и учителями школы. А новая группа экскурсоводов провела кропотливый поиск материала для экскурсии.

     Наш школьный музей возник, в прямом смысле, на энтузиазме взрослых и детей. В его основе нет огромных вложенных материальных средств. Он – частичка душ тех, кто стал его основателем. Может, потому он и близок всем нам. Да и не только нам. Практически все наши гости произнесли во время его посещения магическую фразу: «А вот такое было у моей бабушки или у кого – то из родственников!». И в этот момент, не осознавая, быть может, этого, они вспомнили свои корни, своих предков. И за это честь и хвала нашему творению!

     Скоро нашему музею исполнится четыре года. За это время экскурсоводы провели около 150 экскурсий, для почти 2000 человек. Коме учащихся школы посетителями музея стали родители, представители городского совета ветеранов войны и труда, депутаты Городской думы, работники городского Управления образования, научно – методического центра, районных органов власти, центра детско-юношеского туризма, выпускники школы, жители нашего микрорайона, учителя городских школ и организаторы школьных музеев. Результаты этого – многочисленные записи в книге отзывов, очень тёплые, идущие от сердца. Нас благодарят за сделанное, желают творческих успехов, а значит, то, что мы делаем, нужно не только нам самим, но и тем, кто приходит к нам в гости.

     Но о нашем музее знают не только те, кто побывал в гостях в нашей школе. О нашем хранилище истории, его экскурсоводах, исследовательской работе, которая проводится на его базе, неоднократно вещали местные телевизионные кампании: «Экспресс», 9 канал - «Россия – Пенза», 11 канал – «Наш дом», 22 канал «REN-TV».

      Когда первые экспозиции музея уже были представлены первым посетителям, началась работа по формированию новых экспозиций, одной из которых стала тема Великой Отечественной войны. Она была положена в основу исследований моих учеников. Мы посетили все кладбища города с братскими захоронениями, копались в архивах, изучали списки спец. бюро с целью раскрытия имён, дат и судеб людей, на чью долю выпала Великая Отечественная война. Одна из исследовательских работ, «Тайны братских могил» (автор Клеймёнова Марина), руководителем которой была я, была положена в основу одноимённого фильма, посвящённого 60-летию Победы, снятого пензенской телевизионной кампанией «Экспресс». Фильм, рассказывающий об исследовательской работе в школе под моим руководством, получил «Гран-при» на конкурсе видео-кампаний страны, а юным исследователям школы была вручена памятная награда конкурса – тарелка с символикой «60 лет Победы». Видеосюжет был показан в ряде регионов России, откуда я и мои ученики получили тёплые отклики. По одному из них – письму жительницы г. Партизанска, Приморского края, Лукьяновой Антонины Ивановны - нами была проведена совместно с городским советом ветеранов работа по увековечиванию на мемориальной стеле имени отца автора письма, уроженца Пензенского края, Куренкова И.П., погибшего при освобождении Польши в октябре 1944 года, на его родине  (в с. Большая Кавендра, Наровчатского района).

     И ещё целая серия исследовательских работ военной тематики была написана нашими экскурсоводами: «Безотцовщина», «Дети без детства», «Из ада концлагерей», «Ангелы в белых халатах», «История одной жизни», «Любовь и война», «Солдаты Победы», «Не женское это дело», «Он жил среди нас».

     Целый ряд работ исследователи школы посвятили культуре родного края: «Мечта – наша программа», «Танец – состояние души», «Жизнь, подаренная Пензе», «Абашевская игрушка», «О нашем школьном музее».

     Стремление и желание узнать как можно больше, расширить границы своих экскурсий сделало школьные годы экскурсоводов интересными и насыщенными.

     А в интервью для вышеназванного фильма «Тайны братских могил» я, как руководитель школьного музея, подчеркнула, что мнение о потерянности нового поколения неверно. Я никого из детей не заставляла заниматься краеведческими исследованиями. Это было их желание, ради которого они не жалели своего времени: встречались с незнакомыми им людьми, обладателями неординарных судеб, часами просиживали в архивах с «живыми свидетелями» прошедших эпох – историческими источниками. Результаты своих исследований юные краеведы неоднократно представляли на городских, областных и Всероссийских конкурсах. И почти всегда и везде их ожидали победы. За 2, 5 года работа экскурсоводов – исследователей была оценена более 100 грамот, дипломов, благодарственных писем.

     С ростом и взрослением музея выросли и стали взрослыми его первые экскурсоводы. Полученные в процессе проведения экскурсий, участия в многочисленных конкурсах, исследований навыки общения, интервью, обработки и сопоставления материалов предопределили судьбу двух моих учениц  – Безукладовой Юлии и Лобовой Ирины, которые в Пензенском Государственном университете обучаются профессии журналиста. Судьба музея настолько волновала его экскурсоводов, что они в последний год учёбы в школе подготовили себе замену. Правда, новые хозяева ещё совсем малыши, и обучаться методике проведения экскурсий начали в 3 классе, но они показали себя достойными продолжателями своих предшественников. А в книге отзывов уже появились благодарственные записи и в их адрес.

     Своеобразным мостиком двух поколений экскурсоводов стал очередной номер приложения к школьному журналу «Северный ветер» брошюры «Метелица». В нём теперь уже выпускники и малыши делятся своими мыслями и пожеланиями друг другу. Связь поколений и нерушимое чувство преемственности здесь налицо. И выпускники, и новые экскурсоводы едины в том, что увлечены своим общим интересом – музеем, любят его, стараются разнообразить экскурсионный материал. Для выпускников музей – часть школьной жизни. Прощаясь со школой, они оставили свои записи, из которых видно, что созданный при их содействии музей многое для них значил, значит и будет означать в жизни: «Наш музей - место, где всё сделано нашими руками. Если школа – дом родной, то музей - своя комната в этом доме»; «Это - часть чего – то своего, сделанного своими руками. Мы вкладывали в него души, старались, чтобы он был первым среди других музеев»; «Он - часть школьной жизни, своеобразный вклад в историю школы, который останется после нас. Это – частичка меня»; «Наше детище». Для первых экскурсоводов музей стал настоящей школой в школе. По их словам, он научил их: «Владеть собой и своей речью, общаться с малышами и взрослыми»; «Свободно и правильно говорить»; «Вести себя сообразно ситуации, хорошо говорить, выделять главное, более значимое из большого, находить выход из казусных ситуаций. С музеем я очень выросла»; «Общаться, правильно говорить, быть собранной»; «Уверенности в себе»; «Уважению к вещам».

     А если выпадает свободная минута и возможность забежать в школу, бывшие экскурсоводы обязательно заглядывают в музей и с интересом, а порою и с какой – то естественной ревностью, наблюдают за происходящими в нём изменениями. Но ведь так и должно быть. Да они и сами желали своему музею при расставании: «Должны появиться новые экспозиции и экскурсии»; «Сделать сменные экспозиции во второй комнате (первая комната должна, на мой взгляд, остаться такой, какой была при нас), отмечать дни рождения музея»; «Постоянно пополняться»; «Только процветать, расти и расширяться, пополняться новыми экспозициями»; «Развиваться, пополняться новыми экспонатами, экспозициями»; «Продолжать жить после нас, расширяться, совершенствоваться».

     А жизнь идёт вперёд. Это значит, что музей наш тоже не может быть чем-то застоявшимся и законсервированным. Новые экспонаты, экспозиции, экскурсии, исследования и достижения должны стать основной задачей для ребятишек, которые тоже, когда – то вырастут и уйдут из школы. Чтобы также, как и наши первые экскурсоводы – выпускники, сегодняшние юные исследователи смогли оставить о себе большую, хорошую память в нашей школе и её музее.   

     А путеводной звездой для них пусть станут тёплые отклики в книге отзывов и пожеланий посетителей музея и незамысловатые, и именно потому такие дорогие слова, написанные учениками нашей школы после знакомства с музеем. Ведь они не просто гости, но и создатели музейных экспозиций, сдавшие для музея свои экспонаты:

Размышления после посещения школьного музея

Макеева Юлия, 9б: в музее мне очень понравилось, потому что меня сильно привлекает старина. В ней есть что-то своё особенное. Она манит своей таинственностью, самобытностью. Мне очень нравится рассматривать предметы обихода, представлять себя в старинных нарядах и украшениях, из чего раньше ели, как готовили.

Петрушова Марина, 9г: из экспозиции в музее очень интересно было узнать, как выглядело рабочее место ученика десятилетия назад с арифмометром и чернильницей-непроливайкой на столе по сравнению с сегодняшним днём…

…Особую гордость я почувствовала, увидев в музее стенд, посвящённый воину-интернационалисту Сайкову Игорю Валентиновичу. И не только потому, что он наш земляк, но и потому, что он был другом нашей семьи.

Разин Антон,9г: В музее воссоздана обстановка фрагмента обычной старой квартиры, где можно увидеть радио, которое слушала вся семья, книги, которые по вечерам читали наши бабушки, письменный стол.

Кочетков Алексей, 9в: Особенность школьного музея в том, что его «собирала» вся школа: и учителя, и ученики внесли свой вклад. Конечно же, приятно увидеть среди экспонатов принесённый тобой.

   Я присутствовал при зарождении музея. Я видел, как клали печь, оформляли экспозиции. С тех пор многое изменилось. Сотни экспонатов и всешкольный интерес – вот что отличает это помещение от других. Впереди много перемен, но уже сейчас ясно, что у музея есть будущее. Я желаю нашему музею расти и процветать, набирать поклонников и оставаться жемчужиной школы.

Фролова Ольга, 9г: в музее представлены фотоаппараты ХХ века. Они были больших размеров и снимки делали только чёрно-белые. Сейчас же наука ушла далеко вперёд, и нам просто непривычно видеть эти вещи. А проигрыватель! Он таких больших размеров…его виниловые пластинки давно сменили на диски и кассеты, да и сами музыкальные машины стали компактными. Посетив музей, я как бы совершила путешествие в прошлое.

Рыжов Антон, 9г: вместе с экскурсоводами мы перенеслись в те времена, экспонаты которых представлены в нашем музее. И маленькая комнатка вдруг превратилась в крестьянскую избу. Кажется, только что молодая хозяйка разжигала огонь в печи. Её мать тем временем пряла пряжу, напевая народную песню. Возникла в сознании реальная картина того времени. Каждая мелочь играла свою роль…

…Солдатские письма и фотографии рассказали о военной службе. Радио на стене стало частью картины, на которой большая семья собралась вместе, чтобы послушать новости.

Исайкина Анна, 9б: …хочется пожелать музею процветания, и чтобы его посещали не только наши ученики, но и ребята из других школ города. Ведь он - главная гордость нашей школы.

Людинина Евгения, 9а: когда я увидела в музее списки фамилий учеников, внесших свой вклад в создание музея, очень удивилась от того, что их так много. Это, я считаю, подчёркивает то, что учащимся нашей школы небезразлична судьба музея.

Шалавина Анна, 9б: моё внимание привлекла коллекция монет. Я сама увлекаюсь сбором разных монет, поэтому мне это очень интересно.

Кондракова Елена, 9б: в нашем музее есть почётная Книга памяти, где перечислены имена наших бабушек и дедушек, участвовавших в боевых действиях ХХ века.

Чернов Николай, 8в: наши экскурсоводы много знают и интересно рассказывают об экспонатах музея. Музей постоянно расширяется, в нём появляются новые экспонаты, и я хочу посетить его ещё.

Ёлдина Марина, 8в: на экскурсии в школьном музее мы были во второй раз. В первый раз экскурсоводами были одиннадцатиклассники, а теперь – третьеклассники. Их слушать было не менее интересно, наверное, потому что они младше нас, а знают больше, чем мы.

Зинкина Олеся,10а: предлагаю назвать наш школьный музей «Здесь много интересного» Никольская Анна, 6а: в нашем музее есть печка, в которой горит огонь, как домашний очаг. Печка была самым тёплым местом в доме, заберёшься туда и начинаешь засыпать…

Прохоров Евгений, 6б: Я смотрел на древние окаменелости в музее и думал о том, какая жизнь была на нашей планете миллионы лет назад. Как выглядел брахиопад, чем питались мамонты, если у них такие огромные зубы.

Хрисанова Ксения, 7б: мне очень понравилось в музее, и я хочу пригласить туда моих друзей из других школ. Надеюсь, им здесь понравиться.

Марычева Екатерина, 7б: было интересно узнать из материалов о хобби наших учителей. Оказывается, они разносторонне развитые люди.

Сафонова Наталья: Экскурсоводы так интересно провели экскурсию, что мне, казалось, будто я перенеслась в деревню, в самую обычную семью, где каждый делал своё дело: мама готовит обед в печке, папа валяет валенки, бабушка молится у иконы, дед только что принёс воды из колодца, дети играют в матрёшки или в самые обыкновенные куклы…

…В музее я увидела детские старые книги и вспомнила, как мама когда-то читала мне перед сном сказки…После посещения музея я ещё больше полюбила историю!

Кивишева Ирина, 7б: Я часто бываю у своей бабушки и постоянно вижу у неё те предметы, которые встретились мне в школьном музее. Например, чугун. Конечно, я знала, что это такое, но я никогда не задумывалась, какое огромное значение имеет его форма. Оказывается, будь чугун более сплюснутым, не сварить нам в нём еду. А какая замечательная коллекция монет собрана в нашем музее! Мне навсегда запомнилась монета – полушка. Где бы я ещё это увидела!

Черкунова Светлана, 6а: в музее я видела белую блузку, красный галстук, значок – форму детей, которых называли пионерами…

Дырова Екатерина, 8б: Экскурсоводы музея поведали нам о том, как плели лапти, какими утюгами пользовались наши предки, где в доме стояли иконы, какими монетами раньше пользовались, что такое коромысло, ступа, как раньше одевались люди, в какие игрушки играли дети…

…Мне очень понравился школьный музей. Хотелось бы, чтобы он пополнялся ещё экспонатами, рассказывающими о жизни наших предков.

Осминова Ирина,8б: в нашем музее собраны очень интересные экспонаты. В обычной жизни такого не увидишь. Эту ценность надо хранить и беречь. Ведь это наша память, память о наших предках. Желаю вам побывать в этом замечательном музее нашей школы.

Кучеров Антон, 8б: много очень старых вещей, приспособлений, антиквариата, оружия и прочего приносили в наш музей школьники. Я, к сожалению, не внёс. Хотел сдать монеты, но они оказались не так стары, чтобы поместить их в музей. Ребята из нашего класса приносили в музей многое. Лена Мартышкова привезла из деревни утюг на углях. Он очень старый и даже поржавел.

Мартышкова Елена, 8б: Я очень рада, что у нас в школе есть такая достопримечательность – школьный музей. Я тоже внесла небольшой вклад в его экспозицию – монету 1770 года.

СМИ г. Пензы за 2003-1008 гг., в которых опубликованы статьи о деятельности Филатовой Татьяны Владимировны, руководителя школьного музея и её краеведов.

«Любимая газета», №17, 2003 г.

1

«Комсомольская правда», №59, 2007 г.

2

«Наша Пенза», №22, 2007 г.

3

«Пензенская правда», №51, 2008 г.

4

5

«Комсомольская правда»,  №81, 2008 г.

6

«Пензенская правда», №34, 2009 г.

7

«Наш депутат», специальный выпуск, сентябрь, 2009 г.

8

 

Наш музей 2023

Кружок "Экскурсоводы" 6 Б класс

Дед Мороз 21.12.09 г.

Новости май 2007 г.

Тайна братских могил